Стратегии ТОиР. Общая информация
Организация эффективной системы технического обслуживания и ремонтов (ТОиР), которая позволяет обеспечить работоспособность оборудования с минимальными затратами, является актуальной задачей, решение которой насущно необходимо для поддержания конкурентоспособности предприятия.
Под системой ТОиР подразумевается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему.
Примечание: ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
В качестве целей системы ТОиР определены следующие:
- поддержание оборудования в работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации;
- обеспечение надёжной работы оборудования;
- обеспечение производительности и качества выпускаемой продукции;
- выполнение требований по охране труда и защите окружающей природной среды.
Примечание: Проект «Положения о техническом обслуживании и ремонте механического оборудования металлургических предприятий» (первая редакция) // Государственный институт труда и социально-экономических исследований: Ж. Водопьян, Л. Гончарук, В. Коваль, Т. Сыркина (к. э. н., руководитель разработки), Л. Тарасенко, В. Шевченко. — Харьков: ГИТ СЭИ, 2011. - 204 с.
Организация системы ТОиР предприятия осуществляется на основе принятия решений по следующим фундаментальным вопросам (рисунок 1.1):
- выбор стратегии ТОиР оборудования;
- определение способа организации ремонтного обслуживания производства;
- разработка критериев оценки эффективности ремонтного обслуживания производства.
Рисунок 1.1 – Фундаментальные вопросы при организации системы ТОиР
Под стратегией технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) подразумевается обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения соответствующих ресурсов предприятия.
Примечание: Бизнес-школа SRC: Глоссарий. – http://www.src-master.ru/glossary.php.
По существу, стратегия ТОиР есть набор правил для принятия решений, которыми ремонтная служба предприятия руководствуется в своей деятельности по обеспечению работоспособности оборудования.
Краткая характеристика основных стратегий ТОиР приведена в таблице 2.1.
Примечание: Бобровицкий В. И., Сидоров А. В. Совершенствование системы ТОиР оборудования в условиях централизации ремонтной службы предприятия // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. – Донецк: ДонНТУ, 2011. – №1 (24). – С. 23-28.
Таблица 2.1 – Краткая характеристика основных стратегий ТОиР
Модель информационного обеспечения |
Характер осуществляемых мероприятий | |
Реактивные |
Превентивные | |
Стохастическая модель
|
I. Эксплуатация до отказа:* максимальное использование ресурса оборудования;
|
II. Планово-предупредительные ремонты (ППР):* фиксированная вероятность аварийных отказов;
|
Детерминированная модель
|
III. По ТС:* информационное обеспечение процесса принятия решений о ТОиР;
|
IV. Проактивная:* активное упреждающее воздействие на ТС оборудования;
|
+ минимальная вероятность аварийных отказов;
|
Под реактивными подразумеваются стратегии ТОиР, необходимость ремонтных воздействий в которых обуславливается наступлением некоторого критического в рамках этой стратегии события (отказа, достижения предельных величин регламентируемых параметров).
Превентивные стратегии ТОиР направлены на предупреждение возникновения критического события и характеризуются возможностью осуществления предварительного планирования и подготовки ТОиР в противоположность реактивным стратегиям, когда необходимость проведения ТОиР, а, соответственно, и обеспечение их подготовки, до наступления критического события непредсказуемы.
Проактивная стратегия объединяет в себе достоинства превентивных ремонтных воздействий системы планово-предупредительных ремонтов и информационное обеспечение процесса принятия решений, характерное для ТОиР по техническому состоянию.
Источник: eam.su
Читать далее
Стратегии ТОиР. Эксплуатация до отказа
Стратегии ТОиР. Планово-предупредительные ремонты (PPM, planned preventive maintenance)
Стратегии ТОиР. Ремонт по техническому состоянию (CBM, condition-based maintenance)
Стратегии ТОиР. Проактивная стратегия (PM, predictive maintenance)
Стратегии ТОиР. Обслуживание, ориентированное на надёжность (RCM, reliability centered maintenance)
Стратегии ТОиР. Обслуживание, основанное на оценке рисков (RBM, risk-based maintenance)