Стратегии ТОиР. Обслуживание, основанное на оценке рисков (RBM, risk-based maintenance)

Предыдущие статьи

Стратегии ТОиР оборудования. Общая информация

Стратегии ТОиР. Эксплуатация до отказа (RTF, run-to-failure)

Стратегии ТОиР. Планово-предупредительные ремонты (PPM, planned preventive maintenance)

Стратегии ТОиР. Ремонт по техническому состоянию (CBM, condition-based maintenance)

Стратегии ТОиР. Проактивная стратегия (PM, predictive maintenance)

Стратегии ТОиР. Обслуживание, ориентированное на надёжность (RCM, reliability centered maintenance)

Развитием стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность, является стратегия обслуживания, основанная на оценке рисков (рисунок 8.1).

Стратегии ТОиР. Градация стратегий ТОиР.

Рисунок 8.1 – Градация стратегий ТОиР оборудования

Стратегии ТОиР. Рабочее пространство стратегии обслуживания, основанного на оценке рисковКлючевой особенностью стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является введение в рассмотрение ещё одного измерения – вероятности отказов оборудования (рисунок 8.2). Совместное рассмотрение степени ответственности оборудования (как в стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность) и вероятности (частотности) выхода его из строя, которая может быть определена на основании имеющейся статистики отказов либо экспертным методом, позволяет выявить уровень риска, сопровождающего эксплуатацию оборудования. Уровень риска позволяет сбалансировать сроки и объёмы ТОиР оборудования, устанавливая приоритетность их выполнения, что в общем случае приводит к повышению надёжности и безопасности производственного комплекса, а также к снижению сопутствующих затрат (рисунок 8.3).

Стратегии ТОиР. Преимущества стратегии обслуживания, основанного на оценке рисковПо своей сути обслуживание, основанное на оценке рисков, близко к концепциям бережливого производства и может рассматриваться как способ оптимизации системы ТОиР оборудования предприятия. С этой точки зрения стратегия обслуживания, основанного на оценке рисков, направлена на борьбу со следующими видами потерь, имеющими место при ТОиР оборудования:

  • Непродуктивная работа – работа, не повышающая уровень надёжности оборудования.
  • Задержки – ожидание оборудования для выполнения операций по ТОиР.
  • Ненужные перемещения – излишние передвижения, походы за запасными частями и инструментом.
  • Недостатки обеспечения – отсутствие необходимого количества запасных частей в нужное время.
  • Переделки – необходимость повторного выполнения операций по ТОиР вследствие недостаточно качественного выполнения.
  • Нерациональное использование ресурсов – как результат недостаточного обеспечения необходимыми ресурсами или несоответствующего уровня квалификации персонала.
  • Неэффективное управление информацией – сбор данных, в которых отсутствует необходимость, и отсутствие нужных данных.
  • Ошибки обслуживания – неправильное выполнение операций или применение стратегий ТОиР, а также осуществление ТОиР, необходимость в которых отсутствует.

Таким образом, основной задачей стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является оптимизация процесса ТОиР за счёт выбора наиболее эффективных механизмов обеспечения безопасности и надёжности оборудования (снижения рисков) при условии минимизации сопутствующих затрат.

Источник: eam.su

Возврат к списку