Стратегии ТОиР. Эксплуатация до отказа (RTF, run-to-failure)
Предыдущие статьи
Стратегии ТОиР оборудования. Общая информация
Исторически первой (как наименее требовательная к уровню организации и культуры труда) сложилась стратегия эксплуатации до отказа, которая подразумевает осуществление операций по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования после достижения им критического состояния, которое характеризуется невозможностью выполнения заданных функций, то есть утратой работоспособности.
К основным достоинствам данной стратегии ТОиР следует отнести наибольшую длительность межремонтного периода, соответствующую сроку службы оборудования, и минимальные затраты на содержание ремонтной службы.
С другой стороны, отсутствие возможности планирования ресурсов, необходимых для выполнения ТОиР, приводит к значительному увеличению продолжительности ремонтов и к увеличению издержек на ликвидацию аварий. Создание запасов ТМЦ, как правило, не является удовлетворительным решением, поскольку объём таких запасов в ряде случаев (особенно в отраслях, где используется уникальное единичное оборудование) превышает экономически обоснованные пределы.
Несмотря на указанные недостатки, в случае недорогого резервируемого, а также типового оборудования, отказ которого не оказывает критического влияния на технологический процесс и не представляет опасность для окружающей среды, здоровья и жизни человека, данная стратегия успешно применяется и поныне.
Безосновательно утверждать, что научно-технический прогресс полностью изжил из употребления эту стратегию. В ряде случаев она вполне оправдана и применима, однако всегда следует помнить и учитывать следующее.
Эксплуатация до отказа позволяет использовать ресурс оборудования в той мере, в которой он определяется деталью с наименьшим ресурсом. С этой точки зрения данную стратегию можно считать целесообразной только в том случае, когда наименьшим ресурсом, определяющим длительность эксплуатации оборудования, обладает ключевая деталь.
В то же время выход из строя детали как таковой зачастую представляет собой гораздо меньшую проблему, чем те последствия, к которым он приводит (или может привести). Разрушение подшипника может повлечь повреждение корпусных деталей, что потребует гораздо больших затрат на восстановление, чем своевременная замена самого подшипника даже при условии частичного использования ресурса.
Вывод - необходимо соотносить затраты на замену оборудования, эксплуатируемого до отказа, в случае выхода его из строя (включая все сопутствующие издержки и потери) с альтернативными затратами при выборе другой стратегии ТОиР.
Источник: eam.su
Читать далее
Стратегии ТОиР. Планово-предупредительные ремонты (PPM, planned preventive maintenance)
Стратегии ТОиР. Ремонт по техническому состоянию (CBM, condition-based maintenance)
Стратегии ТОиР. Проактивная стратегия (PM, predictive maintenance)
Стратегии ТОиР. Обслуживание, ориентированное на надёжность (RCM, reliability centered maintenance)
Стратегии ТОиР. Обслуживание, основанное на оценке рисков (RBM, risk-based maintenance)