ООО «Камэнергостройпром»: управление производственными активами через систему «Галактика ЕАМ»

На одном из крупнейших предприятий стройиндустрии Республики Татарстан - ООО «Камэнергостройпром» (г. Нижнекамск), где освоено производство более 100 наименований изделий из железобетона, завершен проект внедрения системы управления производственными активами «Галактика ЕАМ», выбранной для снижения издержек производства, повышения эффективности управления производственными активами и процессами ТОиР.

О том, как шло построение системы, с какими сложностями пришлось столкнуться и каких результатов добились специалисты технических служб предприятия, рассказывает руководитель службы главного энергетика и механика ООО «Камэнергостройпром» Валерий Харламов.

- Валерий Борисович, каковы основные направления деятельности компании «Камэнергостройпром»?

- Основная деятельность нашего предприятия связана с производством железобетонных изделий для промышленного, энергетического, жилищно-гражданского и дорожного строительства. Кроме этого, мы изготавливаем промышленные сваи различных типов, стойки для опор ЛЭП, всевозможные дорожные плиты, утяжелители для газодобывающей отрасли, плиты перекрытия. В структуру предприятия входит арматурный, формовочный, растворобетонный цеха.

Помимо основного производства работают вспомогательные структуры: отдел технического контроля, промышленная лаборатория, отдел технолога, служба отдела главного энергетика и механика (для ремонта технологического и электрического оборудования), строительно-ремонтный цех, служба охраны труда.

- Что из себя представляет техническая служба предприятия, какова ее организационная структура?

- До недавнего времени это были две отдельные службы – отдел главного механика и отдел главного энергетика. В этом году мы их объединили. Новую службу возглавляет главный энергетик предприятия, а главный механик - его заместитель. В объединенном отделе есть инженер-энергетик по работе с поставщиками, инженер-механик, занимающийся вопросами комплектации. Вновь созданная служба взяла на себя функции закупки и поставки материалов для ремонтных служб, нужд производства и для других структур, связанных с энергетикой и технологическими процессами. До внедрения на предприятии системы «Галактика ЕАМ» поставкой материалов занимался отдел материально-технического снабжения. Теперь у каждой службы есть свой склад, помимо центрального.

Мы взяли на себя и функцию планирования ремонтных работ. Раньше этим вопросом занимались сами цеха - РМЦ и электроцех, при этом шло согласование со службой главного энергетика и ОГМ. Но с внедрением системы «Галактика ЕАМ» эти функции стали выполнять инженер по ТОиР и инженер-энергетик новой структуры. Ответственность служб разделяется по цехам: служба энергетика отвечает за свой определенный перечень оборудования, механики – за свой. Между ними существует граница ответственности: все, что не связано с технологическим оборудованием – в зоне ответственности службы энергетика, а за исправность энергетического оборудования внутри технологического – отвечают механики.

- С каким оборудованием им приходится иметь дело?

- К основным видам оборудования относятся крановое, газовое, технологическое оборудование для производства ЖБИ: станки, виброприборы, тележки грузовые, в арматурном цехе - сварочное, металлообрабатывающее оборудование - гильотины, прокатные линии. В РМЦ и цехе формовки установлены финская линия комплексного оборудования, т.н. бетоноукладчики, а также работают три больших линии по производству свай и стоек опор ЛЭП. В арматурном цехе функционирует оборудование, на котором делаются всевозможные готовые гнутые, закрученные изделия, на другом оборудовании изготавливаются готовые каркасы. Всего на предприятии около 4000 объектов ремонта.

- Какие цели и задачи ставились перед началом проекта?

- Перед запуском проекта мы ставили конкретные задачи: учет активов, планирование ремонтов, управление затратами на ремонт, анализ для принятия управленческих решений. Все это планировали «запустить» в автоматическом режиме с помощью Галактика ЕАМ.

В процессе выполнения ремонтов важно было получать данные по фактическим затратам на них, чтобы потом брать из отчетов для анализа и принятия управленческих решений по части ТОиР. Стояла и другая задача - учет активов, начиная с постановки на учет, перемещения из цеха в цех и заканчивая списанием. Мы хотели с помощью «Галактика ЕАМ» учитывать затраты за весь жизненный цикл производственных активов, на используемые материалы с тем, чтобы решать: дальше ремонтировать единицу оборудования или проще списать ее, приобретя новую.

- С решения каких именно задач началась реализация проекта?

- Уже на первом этапе проекта использование «Галактика ЕАМ» дало положительный результат. Специалисты технических служб начали использовать возможности системы для ввода наработки и простоев оборудования с указанием причин простоев, регистрации заявок на ремонт оборудования, формирования графиков ремонтных работ с указанием их фактического выполнения. Получив первые эффекты, руководством было принято решение о старте следующего этапа по развитию использования Галактика ЕАМ.

На втором этапе проекта были автоматизированы: «Контроль лимитов и бюджета», связанный с расчетом бюджета и возможностью установления лимитов на затраты по ремонту оборудования на заданный период; «Материально-техническое обеспечение», предусматривающее учет запасных частей, прогнозирование их потребности, снижение количества срочных закупок запасных частей и материалов; а также пополнение страхового запаса материалов для ремонта критически важного оборудования.

Еще одна задача, стоявшая перед проектом - разработка регламента по организации и проведению ТОиР, в рамках которой для более эффективного управления производственными активами были подготовлены регламенты по основным бизнес-процессам жизненного цикла оборудования, начиная от стадии монтажа, заканчивая списанием и утилизацией. Кроме того, была произведена паспортизация: вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, технологического транспорта.

- Как проходило внедрение системы?

- До того, как внедрить «Галактику ЕАМ», мы работали по системе ППР, исходя из нормативной документации по календарному плану и по наработке. Затем все эти функции перенесли в «Галактику ЕАМ». На первом этапе внедрения было решено взять за основу один производственный пролет, на нем все «откатать», а потом уже растиражировать на весь завод. Но, к сожалению, выбрали не тот пролет, новый, где оборудование не ломалось, и где мы не могли набрать нужный архив. В ходе проекта поменяли решение: охватить сразу весь завод. Но целесообразно все же было выбрать пролет с оборудованием не новым и все этапы проекта опробовать на нем, начиная от введения активов и заканчивая интеграцией с 1С. По всему заводу сделали типовые решения, на каждую единицу оборудования проставили ремонтный цикл, затем перешли к учету материалов, и параллельно с этим к интеграции с 1С.

- Интеграции для учета материалов?

- И для учета трудозатрат и, в основном, для учета материалов. Пока не завершен этап списания материалов.

- Каков масштаб реализованного проекта (внутренние структуры, количество рабочих мест, вовлеченных в информационную систему)?

- В системе «Галактика ЕАМ» задействованы служба главного энергетика и механика, все ремонтные службы, отдел информационных технологий, ИТР РМЦ, склады, мастера, сектор учета основных средств бухгалтерии, отдел по планированию, отдел материально-технического снабжения, исполнители ремонтных служб, основные цеха, 4000 объектов ремонта.

Работа в системе строится следующим образом: ремонты заведены в систему, разработаны 1816 регламентов по ним. Через «Галактика ЕАМ» мастера цехов заносят наработку, диспетчерская служба принимает заявки на ремонт и фиксирует факты выполнения работ, формирует наряды на зарплату, бюро труда и заработной платы формирует из системы отчет по трудозатратам, планово-экономический отдел.

В «Галактика ЕАМ» ведется большой блок по заявочным работам и по поставкам. В системе важно правильно сделать заявку, разнести сам материал, который должен прийти под определенным названием, с указанием получателя. Регламентом прописаны и сами материалы, поступающие через инженера по комплектации, идущие с точным названием и с точным отнесением - для кого куплены. В «Галактика ЕАМ» мы «посадили» каталог материалов, с которыми долго работаем, добавляем новые позиции и на основании каталога ведем закупки, т.е. изначально завели шаблоны и по ним работаем, чтоб избежать дублирования. Количество пользователей системы составило около 40 человек.

- Каких результатов удалось достичь по завершении проекта?

- Самое главное - получение фактических данных по ремонтам для принятия управленческих решений. К ним относятся: стоимость ремонта, материалы и зарплата, периодичность ремонтных циклов, качество выполненных ремонтных работ, коэффициент загрузки оборудования, различные отчеты. Еще один плюс «Галактики ЕАМ» - возможность получать данные в режиме «онлайн», в том числе отчет по анализу складских запросов: какие материалы есть на складах по номенклатуре, количеству, стоимости. Возможности «Галактика ЕАМ» позволяют посмотреть данные о сокращении или увеличении ремонтных циклов между ТО, статистику дефектов оборудования.

Результаты проекта позволили сократить материальные затраты на обслуживание и ремонт оборудования, снизить количество внеплановых и аварийных работ, сократить количество срочных закупок комплектующих, получать оперативную отчетность не только о простоях и дефектах оборудования, но и их причинах.

- Какие возможности в будущем открывает запуск информационной системы «Галактика ЕАМ»?

- Прежде всего, необходимо дальнейшее развитие существующих возможностей «Галактики ЕАМ». В ходе внедрения проекта выявились особенности по планированию - мы увидели, где и что можно переделать. Начни мы внедрять систему на одном конкретном объекте, а не в масштабах всего завода, то увидели бы уже раньше все нюансы и недоработки, которые надо исправлять.

- Что бы Вы могли посоветовать тем предприятиям, которые находятся в состоянии выбора: начинать проект или нет?

- Вопрос внедрения должен зависеть от текущей ситуации на предприятии и целей, которые ставятся перед проектом. Стоит обратить внимание на степень интеграции системы «Галактика ЕАМ» с 1С. Есть существенное преимущество использования системы: с принятием «Галактика ЕАМ» у технической службы появляется инструмент для принятия управленческих решений, возможность видеть все понесенные затраты по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Мои пожелания – сделать акцент на планирование через систему «Галактика ЕАМ». Функционирование системы начинается с типовых работ, тех данных и цифр, которые изначально вносятся в нее. По результатам работы с ними «Галактика ЕАМ» в автоматическом режиме выдает необходимые расчеты и показатели. Мы не учли то, что планирование затрат на ремонт в «Галактика ЕАМ» идет не на основании случившихся фактов, а на основании введенных данных, когда необходимо сначала внести факт в программу и с учетом этого откорректировать типовые работы. Мы видим только затраты в режиме «онлайн», но по факту они несколько другие. Поэтому программу нужно приводить в требуемый режим.

- Как Вы оцениваете результаты сотрудничества и перспективы проекта по развитию системы «Галактика ЕАМ» на своем предприятии?

- Результаты сотрудничества с компанией «Проекты и Решения» хорошие. Специалисты этой компании способны решать самые сложные задачи. Да, у проекта есть свои плюсы и минусы, но, уверен, мы сможем устранить все «шероховатости» и наши пожелания будут учтены, доработаны. После четырех лет поэтапного внедрения системы и работы в ней, мы стали понимать многие ее тонкости и нюансы. Осознание приходит в процессе работы, и это нормально, многое познается на практике. Но в целом, мы готовы двигаться дальше и с помощью «Галактика ЕАМ» добиваться еще больших результатов в нашей работе.

Возврат к списку